10 октября 2018 года французская исследовательская компания Ipsos закрыла сделку по приобретению части бизнеса немецкой компании GfK. Ее результаты коснулись работы офисов GfK в 25 странах, включая Россию. Одним из следствий стал переход части сотрудников московского офиса GfK Rus в Ipsos. На их интеграцию, естественно, потребовалось время, поэтому окончательные решения по новой конфигурации расположенной в России компании Ipsos Comcon были приняты лишь несколько дней назад. Что изменилось?
В рамках глобальной сделки с GfK в Ipsos Comсon перешли 54 человека вместе с экс-гендиректором GfK Rus Мариной Безугловой, что составляет не более 10%-15% числа работающих в каждой из компаний. Сотрудники, перешедшие из GfK Rus в Ipsos Comcon, представляют три подразделения: Customer Experience, Experience Innovation и Health. Как утверждают в Ipsos Comсon, «новички» не будут переориентированы и продолжат работать по своим направлениям, весь приобретенный бизнес будет по максимуму сохранен в рамках Ipsos.
Заметим однако, что по формальным признакам некоторые из направлений «нового» бизнеса совпадают со «старым». Так, в Ipsos Comcon исторически существовало сильное подразделение в области фарминдустрии. Можно ли избежать в этом случае внутренней конкуренции? В Ipsos Comcon считают — да, можно.
«В настоящий момент обе команды Healthcare интегрированы в единую структуру, отражающую специфику обеих компаний, — объясняет Людмила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Comcon. — Объединенное подразделение Healthcare возглавляют два со-директора — Марина Безуглова и Олег Фельдман, которые определяют стратегическое развитие направления Healthcare. При этом, Олег Фельдман концентрируется на развитии портфеля синдикативных исследований, а Марина Безуглова развивает направление Health Custom в России и странах Центральной и Восточной Европы».
Все это, впрочем, не означает, что GfK Rus полностью теряет право работать, например, в секторе фарминдустрии.
«Сделка с Ipsos не ограничивает работу GfK в индустриях, — поясняет Наталья Игнатьева, директор по маркетинговым коммуникациям GfK Rus. — Это означает, что компания продолжит работу в своих традиционных отраслях: FMCG, розничная торговля, автобизнес, рынок бытовой техники и электроники, телекоммуникации, финансовый рынок, рынок страхования и ряде других».
Кроме того, GfK Rus продолжит развитие панельных исследований, в частности:
- Панель домашних хозяйств FMCG и фармацевтических товаров (GfK Consumer Panel)
- Аудит розничной торговли непродовольственных товаров (GfK Point of Sales)
Ну, и, конечно, компания будет, по-прежнему, проводить заказные исследования (ad hoc).
Вместе с тем, сделка накладывает определенные ограничения на деятельность GfK. Как сообщают в компании, на срок до октября 2021 года GfK Rus не сможет проводить исследования по следующим направлениям:
- Experience Innovation: тестирование концепций товаров и услуг, а также UX (user experience) исследования.
Запрет не распространяется на проекты в области остальных этапов жизненного цикла товаров. - Customer Experience: кастомизированные (adhoc) маркетинговые исследования для оптимизации клиентского опыта, традиционные исследования лояльности и удовлетворенности (в случае, если это основная цель исследования), вовлеченности персонала, исследования Mystery Shopping («тайный покупатель»). Речь идет об исследованиях для сервисных компаний и для корпоративного сектора,
в т. ч. HR-исследований.
Запрет не распространяется на исследования других аспектов бренд-менеджмента сервисных компаний и корпоративного сектора, в том числе бренд-трекинги, исследования маркетинг-миксаи т. п. Кроме того, GfK Rus по-прежнему сможет проводить исследования на базе инструментов потребительской панели,в т. ч. анализировать карты лояльности. - Health: кастомизированные (adhoc) маркетинговые исследования фармацевтического и медицинского рынков, рынка медицинского оборудования.
Запрет не распространяется на сбор, аналитику и продажу данных потребительской панели ,включая данные о покупках фармацевтических препаратов домохозяйствами и проводить всестороннюю аналитику на базе этого инструмента. - Public Affairs: политические и социальные кастомизированные (adhoc) маркетинговые исследования, касающиеся опросов общественного мнения, политических опросов, исследований репутации компания, политики и нормативной деятельности.
Запрет не распространяется на проекты в части товаров и услуг, оказываемых для коммерческих целей.
Насколько существенны ограничения и приведут ли они к существенному сокращению оборота компании? Ответить на этот вопрос могут помочь результаты индустриального опроса, проведенного исследовательскими компаниями в рамках проекта РИН (Российская исследовательская неделя) в 2018 году. На приведенной ниже диаграмме показана динамика оборотов по отдельным видам исследований за 2016−17 гг. по оценкам самих участников рынка. Направления, попавшие под запрет, обозначены нами синей точкой.
Предполагая, что в 2018 году тренд сохранился, можно ожидать небольшой отрицательной динамики по видам исследований, на которые Ipsos Comcon получил в России эксклюзив на три года. Учитывая также тот факт, что доля исследований общественного мнения в портфеле проектов GfK Rus мала, можно сделать вывод, что запрет на работу по ряду направлений вряд ли негативно повлияет на бизнес GfK Rus.