По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), рынок интернет-рекламы и маркетинга в России в 2016 году достигнет 172 млрд рублей. Такой прогноз ассоциация сделала в своём ежегодном исследовании "Экономика рунета 2015-2016". В отчете РАЭК также уточнила анализ рынка за 2015 год – его объем составил 145,8 млрд рублей.
Маркетинг и реклама – один из рынков, которые ассоциация анализирует в рамках исследования отечественной интернет-экономики. В этот сегмент РАЭК включает web-разработку и мобильную разработку, контекстную рекламу, медийную рекламу и контент-маркетинг.
Исследование рынка маркетинга и рекламы в Рунете эксперты РАЭК проводили на основе методологии, предложенной IAB Russia. По словам главного аналитика РАЭК Карена Казаряна, ассоциация начала консультации с экспертами IAB еще весной, когда "крупнейшие компании Рунета заявили о том, что больше не будут в своих отчетах разделять норму выручки по типам рекламы".
Напомним, что в этом году IAB предложила проводить сегментированную оценку рынка онлайн-рекламы, основанную на модели ценообразования и бизнес-задачах рекламных продуктов. Таким образом, появились два крупных сегмента – Performance (оплата за результат) и Branding (оплата за выход рекламного сообщения). В первый сегмент IAB включила контекстную рекламу, рекламу в поисковых сервисах, а также таргетированную рекламу, а во второй сегмент – баннерную рекламу и видеорекламу.
Фото facebook
Кроме того, организация предложила третий сегмент – так называемые классифайды (реклама в сервисах объявлений и маркетплейсах), но РАЭК не включила эту категорию в своё исследование – её объем оказался незначительным (по оценке IAB за первую половину 2016 года – 1,2 млрд руб.). При этом ассоциация проанализировала сегмент контент-маркетинга: пул услуг по оптимизации и продвижению в поисковиках, социальных сетях и магазинах приложений. Здесь же РАЭК посчитала нативную рекламу, которая размещается в тех же интерфейсах площадок, что и остальной контент (к примеру – промо-посты в соцсетях).
"Впервые в этом году мы объединили несколько сегментов, которые в прошлых исследованиях разделяли. Это сегмент продвижения в социальных сетях, а также оптимизация в поисковых сервисах", - сообщил в ходе презентации исследования Казарян.
По уточненным данным РАЭК, в 2015 году весь рынок digital-рекламы и маркетинга в России cоставил 145,8 млрд рублей, увеличившись на 7% к уровню 2014 года. Наибольшую долю занял сегмент контекстной рекламы, который составил 80,5 млрд рублей и вырос на 15% за год. Чистый объем медийной (дисплейной) рекламы сократился на 10% к прошлому году и остановился на отметке 19,8 млрд рублей.
Фото facebook
Несмотря на общее сокращение этого сегмента, в нем всё активнее растёт доля видеорекламы, на 21% по итогам 2015 года – с 3,8 до 4,6 млрд рублей. Весь объем сегмента контент-маркетинга за прошлый год РАЭК оценил в 20,1 млрд рублей (-1,5% к показателю 2014 года). Web-разработка и мобильная разработка составила 25,4 млрд рублей (рост на 5% год к году).
Итоги 2016 года для интернет-индустрии рекламы и маркетинга, по оценке ассоциации, будут более оптимистичными: во всех сегментах рынка ожидается положительная динамика изменений. Исключение составляет разработка, где темпы роста замедлятся с 5% до 4% (оценка на конец года – 26,3 млрд). Контекстная реклама продолжит уверенный рост (на 27%) и к концу года достигнет 102 млрд рублей.
В сегменте дисплейной рекламы начнется восстановление (рост на 8,6%) и к концу года она достигнет отметки в 21,5 млрд рублей. В контент-маркетинге также начнется уверенный рост (на 13%) – по итогам 2016 года сегмент составит 22,2 млрд рублей. Таким образом, весь объем рынка рекламы и маркетинга в Рунете к концу года может достигнуть 172 млрд рублей.
"Большие надежды эксперты возлагают на развитие технологий и полный переход на так называемый программатик", - отметили в РАЭК.
После анализа российского рекламного рынка по итогам первой половины 2016 года эксперты разошлись в подходах к оценке сегмента интернет-рекламы. С предложенной IAB Russia новой методологией оценки не согласились в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), её экспертная комиссия продолжила анализ рынка по прежней методологии (сегментация производится по формату digital-рекламы).
В итоге, свою оценку объема интернет-рекламы в России за первое полугодие АКАР представила со значительным интервалом – от 55 до 63 млрд рублей. В свою очередь, IAB оценила рынок онлайн-рекламы за этот же период в 63,3 млрд рублей. Ранее АКАР также сообщила, что эксперты продолжают "профессиональную дискуссию по выработке оптимальной методики оценки объема сегмента интернет-рекламы".