Фото prmoment.com
О смерти индустрии PR и о том, почему клиенты больше не верят заявлениям топ-менеджеров ведущих коммуникационных компаний, Роберт Филлипс, экс-руководитель крупнейшего в мире агентства в области связей с общейственностью Edelman, рассказал в своей недавно опубликованной книге «Поверьте мне, PR мертв» («Trust Me, PR is Dead»).
Книга Роберта Филлипса, автора культовых кампаний в истории PR (одна из самых легендарных - «Hello Boys» для бренда Wonderbra), состоит из сотен историй, интервью с политиками и бизнесменами, повлиявшими на развитие мировой промышленности и исследований, основанных на анализе деятельности компаний-лидеров своей отрасли (Unilever, Tata, Arup и других). И все они, собственно, о том, что PR как способ выстраивания диалога с конечным потребителем давным-давно перестал быть эффективен. И не потому, что он не развивается, вовсе нет. Дело, по мнению Филлипса, совсем в другом.
«Виной» всему – вектор развития промышленности, производственный сектор «поделен и захвачен» между рядом крупнейших мировых игроков, констатирует Филлипс. На смену узким специалистам пришли универсалы, на самом деле глубоко не разбирающиеся ни в чем. Поэтому о каком истинном инструменте для развития доверия к репутации компании, которая и является связь с общественностью, может идти речь? Правильно, практически ни о каком, иронично утверждает Филлипс.
Общественное доверие, самая ценная, с точки зрения Филлипса, валюта современной организации, потеряно. В том числе и из-за попыток его контроля, отсутствия профессиональных стандартов работы и чрезмерного развития бюрократии. Соответственно, потеряв доверие клиентов, мировые гиганты перестали выстраивать с ними диалог и чутко реагировать на их реальные нужды (и это тоже одна из причин «предсмертной агонии» промышленных гигантов).
«Общественность, уполномоченная такими институтами как СМИ, быстро реагирует и различает разницу между тем, что организация говорит и реально делает». Р. Филлипс
Филлипс, конечно, скорее провоцирует читателей, чем реально «хоронит» PR, ведь шанс на «светлое будущее» у PR все же есть: «прозрачность» компании, ее профессиональная работа, а не просто слова о ней, а также ориентированность на клиента, его пожелания и потребности. Но вот реальна ли это перспектива, учитывая то, что большое количество брендов и организаций, активно прибегающих к его использованию, просто-напросто не хотят модернизировать производство, развиваться, другими словами?
Титулованный специалист по бренд-маркетингу, напомним, не всегда так скептично описывал будущее пиара. Во времена своей работы в Edelman он утверждал иное, то, что «реклама закончена и что время PR настало». Теперь же оптимизм сменился на утверждение, что «PR никогда не будет занимать свое желанное место за столом в зале заседаний» и никогда, получается, не станет частью стратегического развития бизнеса. Ну только если вдруг изменятся условия развития промышленности в современном мире..