Агентство Тэглайн впервые выпустило рейтинг аутсорс-продакшнов - инструмент подбора субподрядчиков для рекламных агентств в digital-среде. Компании-участники рейтинга сфокусированы на производстве digital-продуктов по четким требованиям под руководством более крупного продакшна, агентства или опытного прямого клиента.
В рейтинге учитывались основные специализации игроков - разработка, верстка и дизайн в digital. При этом были исключены мобильные разработчики, так как для них существует отдельный рейтинг и более половины игроков в нем работают как аутсорс-продакшны, и все, что связано с разнообразными видами продвижения, подготовки контента и аналитики (реклама, стратегии, креатив, поисковый маркетинг, SMM, текстовый контент и т. д.).
Рейтинг сформирован на основе опроса аутсорс-подрядчиков с продакшном в России или существенной долей русскоязычных клиентов, а также их заказчиков. Одним из основных приоритетов и источником доходов (обычно - от 15% выручки и более) компаний из рейтинга является работа с более крупными продакшенами или агентствами на аутсорсе, а не с прямыми заказчиками.
Для построения рейтинга оценивались количество и качество контактов субподрядчиков с крупнейшими продакшнами и агентствами и подтвержденные обеими сторонами успешно выполненные проекты для крупнейших брендов, а также выручка субподрядчика, полученная от данного вида взаимодействия. При этом не учитывались заказы (и полученная от них выручка) от аффилированных компаний.
Разработчики отмечают, что постарались исключить из рейтинга компании, которые не выражают желания работать на условиях субподряда и не хотят присутствовать в данном рейтинге.
В процессе работы были исследованы анкеты более 250 аутсорс-продакшнов, которые выявили почти 500 суперподрядчиков (до модерации и консолидации) и несколько тысяч пар взаимоотношений. Также были исследованы анкеты более 60 суперподрядчиков, указавших более 140 аутсорс-продакшнов, с которыми у них имелся опыт работы.
Схемы работы: типовые сроки, цены и механики для большинства игроков
Обсчет задачи: 1–2 рабочих дня с момента поступления ТЗ
Старт производства: 3–5 рабочих дней с момента обращения
Минимальный заказ: 1 час для текущих клиентов, 10 000–20 000 Р для новых клиентов
Почасовые рейты: 500–3 000 Р
Работа по постоплате: Крупные — готовы. Молодые и небольшие — не всегда
Типовые цены и сроки: иногда существуют для верстки и баннеров. Остальное — индивидуально.
Название компании | Внешняя стоимость часа, веб-разработчик, Р | Внешняя стоимость часа, веб-дизайнер, Р | |
---|---|---|---|
1 | SmartHead | 1400 | 1400 |
2 | Freeger | 3000 | 3000 |
2 | Indee | 1500 | 1300 |
3 | Zero | 3000 | 2000 |
4 | Hoodoo | 1300 | 1200 |
5 | Beta | 2500 | 2500 |
6 | USERSTORY | 1400 | 1400 |
7 | Mediasoft | 1200 | |
8 | Redis | 1850 | 1850 |
9 | E-Produce | 1000 | 1000 |
10 | Dreamheads | 1200 | 1200 |
11 | Heads and Hands | 1400 | 1400 |
12 | Студия 38 | 1500 | 1500 |
13 | Live Typing | 1200 | 1200 |
14 | Artwell | 2000 | 1500 |
15 | Doctornet | 2000 | 2000 |
16 | iBrush | 1000 | 1000 |
17 | «Доминион» | 2000 | 2000 |
18 | Uplab | 1500 | 1500 |
19 | Студия Олега Чулакова | 2000 | 2000 |
19 | Контора Иванова | 670 | 550 |
20 | DigitalWand | 600 | |
20 | Piratecode | 800 | 800 |
21 | Crears | 1200 | |
21 | Quins (ex: Indentium) | 2500 | 1500 |
22 | Starcode | 890 | 890 |
23 | MarkUper | 1100 | |
23 | M-Social | 900 | 900 |
24 | «Девять линий» | 800 | |
24 | Phobos | 2000 | 2000 |
25 | FishArt | 2000 | 2000 |
26 | Racoons | 1000 | |
27 | Zavarka | 2000 | 2000 |
28 | Defactory | 2000 | 3000 |
28 | LoftWeb | 2000 | 2000 |
29 | Flyphant | 2500 | 3000 |
29 | Digipeople / Kaycom | 1000 | 900 |
30 | Just look | 1200 | 1200 |
31 | Gstudio | 2100 | 1900 |
32 | Mage | 2000 | 2000 |
33 | AREALIDEA | 2000 | 2000 |
34 | «Моризо» | 1500 | 1500 |
34 | ImageSpark | 2200 | 2500 |
35 | Art'Performance | 1000 | 3000 |
36 | Hawking Brothers | 1200 | 1500 |
37 | Кот Шрёдингера (ex: Skylab) | 2000 | 2000 |
37 | Паравеб | 1100 | 2000 |
38 | Unico | 1000 | 1000 |
38 | Creative | 1000 | 1000 |
39 | Simple Dream | 1300 | 1500 |
40 | «Снег» (ex: Siberia) | 1000 | 1000 |
41 | «Цифровая мечта» | 750 | |
42 | CMS Planet | 2000 | 2000 |
43 | CSSSR | 1400 | |
43 | Progressive Media | 1500 | 2000 |
44 | Web++ | 1000 | |
44 | «Главная страница» | 1000 | 1000 |
45 | «Магвай» | 500 | |
46 | INOSTUDIO | 2000 | 2000 |
46 | SUR | 1500 | 1360 |
47 | OSCompany | 1500 | 1500 |
48 | «Мануфактура» | 1300 | 1300 |
48 | «Дзен Дизайн» | 3000 | |
49 | Brandivision | 1400 | 1400 |
50 | ADN | 1000 | 1000 |
51 | Студия 15 | 1200 | 1200 |
52 | «Две буквы» | 1200 | 1200 |
53 | Evercode | 1500 | |
54 | ZAVTRA | 1000 | 100 |
55 | ProVerstka | 650 |
Однако более половины из них не вошли в рейтинг, так как к моменту публикации эти агентства перестали работать по аутсорс-модели или собираются приостановить этот вид деятельности, переключившись на взаимодействие с прямыми клиентами; перестали существовать или ушли с рынка заказного digital-продакшна; профиль работ некоторых агентств не соответствовал дисциплинам, рассматривающимся в рейтингах.
На итоговую позицию компании в рейтинге влияли заполненные бизнес-показатели, а также оценка экспертами и модераторами Тэглайна портфолио, клиентского листа (и уровня суперподрядчиков, и масштабности или известности брендов, над которыми работали субподрядчики в связке с ними) и других важных показателей.
В результате исследования, эксперты Тэглайн пришли к выводу, что аутсорс-продакшны любят и хотят работать на условиях субподряда (остальных были исключены из рейтинга по запросу), а потому могут хуже разбираться в бизнес-требованиях, зачастую не имеют развитого клиентского сервиса, но взамен предлагают опытную команду, отлаженные процессы, более низкую стоимость услуг и меньшие сроки разработки достаточно качественных продуктов.
Несмотря на популярное мнение, что аутсорс-команды и продакшны сосредоточены в регионах, при подготовке Рейтинга выяснилось, что основная их масса находится в Москве и Санкт-Петербурге — там же, где и их заказчики.
При подготовке Рейтинга эксперты и опрошенные представители суперподрядчиков не заметили заметной корреляции стоимости работ (часа) субподрядчика с их качеством. «Слишком большая или слишком маленькая стоимость часа — скорее свидетельство управленческой неопытности, временного демпинга, желания выделиться или крайней экзотичности специфики работы субподрядчика, а не крайне плохого или хорошего уровня работы или сервиса. Большинство игроков держит цены очень близко к прямым конкурентам», - отмечают они.
Анализ около сотни пар отношений субподряда выявил полнейшую бессистемность и отсутствие качественной организации этой работы — большинство даже крупных заказчиков не имеют актуальной базы субподрядчиков, таким образом, не повышая качество подобного взаимодействия или делая это очень медленно.
Кроме того, наблюдается колоссальная разница в ожиданиях и недосказанность в такой работе, отмечают эксперты. «Не проработаны вопросы о том, как оплачивается овертайм в случае срочных задач, что считать багом, а что проводить по отдельной смете, не утверждены сроки реагирования, разнообразные штрафы, а юридическое обеспечение (договоры, service level agreement, соглашения об авторских и имущественных правах, конфиденциальности и неконкуренции, а также ответственность и штрафы по этим направлениям соглашений) в большинстве случаев не производится на должном уровне», - комментируют результаты эксперты.
Субподрядчики гораздо чаще считают, что у них постоянные отношения с суперподрядчиком, чем сама компания, которая их нанимает. За выполненный крупный проект на аутсорсе и налаженные отношения с суперподрядчиком могут выдаваться мелкий разовый пробный заказ (после чего работа не была продолжена) или даже факт переписки с суперподрядчиком. Поэтому при формировании рейтинга аналитикам приходилось модерировать ответы и взаимоотношения обеих сторон.
В рейтинговой таблице указана внешняя стоимость часа (стоимость часа рабочего времени, в которое сотрудник занят задачами для внешнего агентства или продакшна, а не проектами для прямых заказчиков) основных специалистов — веб-разработчика и веб-дизайнера.
Рейтинги суперподрядчиков и городов
Рейтинг «суперподрядчиков» включает в себя 35 компаний, которые «раздают» наибольшее количество заказов на рынке и рейтинг городов, в которых сконцентрировано наибольшее число аутсорс-продакшнов.
1 | BBDO |
2 | ADV |
2 | AGIMA |
3 | Red Keds |
4 | GRAPE |
5 | «Бюро» |
6 | Ailove |
6 | Articul |
7 | Notamedia |
7 | Saatchi & Saatchi |
8 | Nectarin |
9 | AERO |
9 | Команда-А |
9 | CreativePeople |
9 | Ogilvy & Mather |
10 | «Апостол» |
10 | AIC |
10 | Havas |
10 | Hungry Boys |
10 | MST |
10 | Orange |
11 | Actis |
11 | Adwatch Isobar |
11 | Digital Zone |
11 | Global Point |
11 | Leo Burnett |
11 | McCann |
11 | Моризо |
11 | Mosaic |
11 | Pichesky |
11 | qb |
11 | Smartica |
11 | «Восход» |
11 | Webprofy |
11 | Wow |
Город | Количество компаний | |
---|---|---|
1 | Москва | 39 |
2 | Санкт-Петербург | 9 |
3 | Новосибирск | 4 |
3 | Ульяновск | 4 |
4 | Томск | 3 |
5 | Волгоград | 2 |
5 | Воронеж | 2 |
5 | Вильнюс, Литва | 2 |
5 | Иркутск | 2 |
5 | Казань | 2 |
5 | Минск, Беларусь | 2 |
Аутсорс-продакшны предоставляют услуги агентствам таких типов, как digital, медийные, креативные, PR, SMM, брендинговые, интегрированные; более крупным подрядчикам: комплексным digital-продакшнам, системным интеграторам; интернет-проектам, e-commerce и другим прямым клиентам, готовым взять на себя управление сроками, существенную часть проектирования, документации из желания снизить расходы и сэкономить время.
Однако субподрядчики обладают целым рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при работе с ними. В агентствах-субподрядчиках могут отсутствовать или быть крайне плохо развиты экспертизы digital-стратегии, бизнес- и маркетингового анализа, креатива, проактивного менеджмента и клиентского сервиса, веб-аналитики, так как это существенно увеличивает стоимость и сроки работ.
При обращении к субподрядчикам особенно велика вероятность того, что в нижней части списка могут быть проблемы с доступностью, презентацией работ, качеством сервиса и продуктов, но это может компенсироваться более интересными финансовыми и другими условиями. Практически никогда не идет речи о какой-то концептуальной целостности, интегрированности работ и контролем за качеством реализации бизнес-задач, так как это отдается заказывающей стороне, за что она и получает существенный дисконт в цене.
По мнению экспертов, при прохождении значительного времени после публикации рейтинга будет особо велика вероятность наличия существенных изменений приблизительно у 20% компаний из рейтинга, так как команды по 5–7 человек гораздо больше подвержены структурным изменениям, например слияние, разделение, ребрендинг, акционерные конфликты, уход части команды, смена позиционирования и продуктового ряда, ценовых политик, тарифной сетки.
Алексей Косилин, GRAPE, Head of production
Сейчас как раз пик тенденции, когда на сторону клиента приходят ребята, которые раньше работали в агентствах и они, зная всю внутреннюю кухню и рейты прямых подрядчиков, «тянут» аутсорс-продакшны напрямую. Здесь, к сожалению, аппетиты превышают возможности и, как правило, продакшны не успевают масштабироваться под большие объемы.
Андрей Яблонских (ex: Mobydee, «Социальные Сети», РБК СОФТ)
Рынок есть — это уже тренд. Вчерашние фрилансеры начинают объединяться в группы, а вчерашний flash-разработчик сегодня имеет команду по качественной разработке баннеров и т.п.
Андрей Рыжкин, AGIMA, Руководитель отдела разработки
Вячеслав Смирнов (ex: BBDO, Tribal DDB, «Апостол»)