Рынок интернет-рекламы в России становится все более сложным и менее консолидированным. Так считает один из ключевых экспертов на российском медиарекламном рынке Андрей Чернышов, вице-президент по стратегии Dentsu Aegis Network Russia. Основные тренды развития рынка Чернышов выделил в рамках своего выступления на конференции «Измени Сознание 2015».
Mobile
Эксперт констатитирует: аудитория Рунета выбирает mobile, а основным устройством для доступа в Сеть стал смартфон (86% процентов всех смартфонов – у Android). Смартфоны захватят рынок к 2019-му году: она увеличится на 93% к 2019-году и составит 421 млн. новых устройств в год. На сегодняшний день среди всех телефонов доля продаж смартфонов составила 64%.
Доля продаж смартфонов резко выросла: их было приобретено 24,4 млн. штук, на 46% больше, чем в прошлом году. Продажи других устройств при этом существенно сократились: планшеты упали 5% (их было продано всего 8,16 млн. штук), ноутбуков - на 27% (4,87 млн.), настольных ПК - на 15% (3,04 млн.).
Столь мощный тренд как повсеместной распространение mobile повлиял количество мобильных пользователей Рунета, которое превысило аудиторию, выходящую в Сеть с ПК (55,4% против 44,6%). В России ежегодно продается в 4,5 раза больше мобильных устройств для выхода в интернет, чем декстопных.
Основной операционной системой для онлайн-доступа стал Android - в прошлом году он обошел Windows 7 и стал основной OC для доступа в сеть.
Поисковая реклама
Поисковая реклама не уступает эффективности ТВ. По итогам первого квартала 2015 года рекламодатели потратили на поисковую рекламу практически столько же, сколько на остальные медиа (кроме телевидения). В целом, на 1 квартал 2015 года объем рекламного рынка составил 63,7% млрд. рублей, из них 48% (30,35 млрд. рублей) у ТВ, 24% у интернет-контекста (24%), 28% у остальных медиа (17,39%).
Из сегментов рынка положительную динамику показал только контекст: по итогам первого квартала 2015 года объем контекстной рекламы составил ½ от объема телевизионной рекламы в России. Эксперт, правда, не мог не отметить и снижение динамики роста контекстной рекламы из-за кризиса, особенно в категориях авто, финансы и страхование. Рост на 30% показали только строительство, ремонт, недвижимость, туризм, медицина.
Рынок SEO вырос до 14,8 млрд. рублей в 2014-м году (против 13,6 млрд. в 2013-м).
Тенденции роста контекстной рекламы, по прогнозам Чернышова, существенным образом скажутся на рекламодателях – им придется оптимизироваться под mobile. Для доказательства своей позиции Чернышев привел в пример цифры по доле органического поискового трафика на сайты различных категорий. Так, по категории «реклама» - доля трафика на сайт составила 58%, в категории «финансы» – 54%, в сфере «связь» – 51%.
Также эксперт заключил, что мобилизация стало существенно влиять на бюджеты в поисковой рекламе. В России доля мобильного поиска в бюджетах поисковых систем уже составляет 25-35%. Она станет больше декстопных в 2016-2017-х годах (в США доля мобильного поиска по прогнозам экспертов превысит долю декстопного уже в 2015-м году).
Дисплейная реклама
В дисплейной рекламе можно уверенно говорить о наступлении видео, на которое приходится 26,2% сегмента. Более того, видео выросло в 2014-м году на 42% - до 5 млрд. рублей. Видео реклама даже стала одним из немногих растущих рекламного рынка, несмотря на сложную экономическую ситуацию: на 10 рост по итогам первого квартала 2015.
Доля же баннерной рекламы, по прогнозам Чернышова, продолжит снижаться. Так, эксперт констатировал падение рынка дисплейной рекламы по итогам 2014-го года на 5%, а по итогам первого квартала – на 18% (при общем снижении рекламного рынка без учета контекстной рекламы на 24%).
Самыми динамичными категориями в плане освоения видеорекламы являются Недвижимость и СМИ. При этом у FMCG, Фармы и Одежды/обуви доля видео превышает 50% расходов. Баннерную рекламу выбирают рекламодатели, которые мало присутствуют на ТВ и ориентируются на performanсe метрики.
В баннерной рекламе главный тренд – programmatic. Общая сумма доходов от programmatic за 2014 год – 3,8 млрд. рублей. Доля оборота мобильной рекламы выросла на 75% за полтора года, а в первом квартале 2015 впервые снизился оборот декстопной рекламы.
Декстопы по-прежнему являются основным устройством для просмотра видео, но декстопное видео смотрение достигло максимума – 90% интернет-пользователей в городах с населением более 100 тысяч человек и практически перестало расти.
Чернышов отдельно остановился и на новых mobile native форматы, диктуемых новым размеров экранов, и привел цифры из прогноза eMarketer: рынок нативной рекламы в США к 2019-м году вырастет до $18,4 млрд. (рост на 240% по сравнению с 2014-м годом).
В целом, рынок по сегментам делится следующим образом: видео оценивается в 5 млрд. рублей, RTB – 3,8 млрд. рублей, контекст – 65,5 млрд. рублей, баннеры – 14,1 млрд. рублей, mobile – 4 млрд. рублей, а SEO – в 14,8 млрд. рублей.