В СМИ много историй о супергероях от малого бизнеса: предпринимателях, которые покинули престижные позиции в корпорациях и открыли модное дело, бизнесменах, получивших образование за рубежом, чтобы перенести лучшие практики в столицу. Но мало рассказов о профессиональном пути тех, кто делает лучше повседневную жизнь: владельцев шиномонтажей, хостелов, салонов красоты и небольших ресторанов. Команда «Яндекс.Бизнеса» поделилась с Sostav подробностями создания второго сезона подкаста «Бизнес — это я», участниками которого стали герои малого бизнеса.
Бэкграунд и идея
«Яндекс.Бизнес» как отдельный сервис появился меньше года назад и стал хабом для уже существующих ресурсов Яндекса, которые помогают предпринимателям рассказывать о себе, продвигать товары и услуги. Чтобы развивать «Яндекс.Бизнес» и предлагать аудитории более качественный продукт, команда постоянно проводит исследования и глубинные интервью.
Анна Афинская, руководитель маркетинга «Яндекс.Бизнеса»:
Общение с предпринимателями — один из источников новых знаний. Помогает иначе взглянуть на продукт и понять, как его улучшить. А если сделать это общение публичным, то в выигрыше останутся все: сервис сможет развивать комьюнити и наращивать доверие, а другие предприниматели — вдохновляться историями героев и избегать с их помощью классических ошибок. Так родилась идея подкаста «Бизнес — это я».
Реализация
Доверие — чувствительная тема. Чтобы его наращивать, команда «Яндекс.Бизнеса» решила сделать ставку на максимальную искренность и реалистичность при работе над подкастом. И вот к каким решениям она пришла.
В качестве героев подкаста выбрали предпринимателей, о которых редко пишут СМИ. Своими историями поделились владельцы мини-отелей в Екатеринбурге и Казани, проката авто в Новосибирске и Ростове-на-Дону, стоматологической клиники в Петрозаводске, салона красоты в Нижнем Новгороде, кафе в Сочи и Перми.
В каждом из шести эпизодов аудиоподкаста и трёх эпизодов видеоподкаста по два героя. Они занимаются одним типом бизнеса, но в разных городах. Гости рассказывают, каково это — вести бизнес в России, кто покупает их продукт, как происходит продвижение, какие встречаются «подводные камни» и неочевидные задачи, что мотивирует и радует, а что мешает. Они говорят не по бумажке, иногда запинаются и выражают личную позицию, как и обычные люди вокруг.
Для видеоэпизодов команда «Яндекс.Бизнеса» не стала приглашать героев на студийную съёмку, а сама отправилась к ним на автомойки, в ателье и салоны красоты. Звуки воды и швейных машинок, голоса клиентов — всё это осталось в кадре.
Для визуального оформления проекта использовались фотографии самих предпринимателей. Их лица можно увидеть на обложках каждого эпизода.
Ведущая в начале каждого эпизода рассказывает о состоянии малого бизнеса в выбранной категории, а затем связывает двух героев в эфире. Эту роль взяла на себя Анастасия Дюжарден, контент-маркетолог «Яндекс.Бизнеса» и идейный вдохновитель проекта.
Настя Дюжарден, контент-маркетолог «Яндекс.Бизнеса»:
Мы специально старались делать большую часть работы по проекту инхаус: от концепции и разработки сценария до общения с предпринимателями и подготовки промоматериалов. Важно было не потерять связь с героями подкастов, что сделать сложнее, если отдавать работу на аутсорс. Этим мне и нравится «Яндекс»: тут очень открытая атмосфера, и ты можешь не только приходить с идеями, но и самостоятельно определять, как именно тебе хочется реализовывать тот или иной проект, до какой степени ты готов в него погружаться. В проекте с подкастами эта степень максимальная.
Результат
Первые эпизоды второго уже выложены на основных площадках: «Яндекс.Музыка», Apple и Google Podcasts, YouTube, «ВКонтакте».
Настя Дюжарден, контент-маркетолог «Яндекс.Бизнеса»:
Нам было важно подтвердить гипотезу, что с помощью подкаста мы можем растить узнаваемость бренда и доверие к нему, а также формировать комьюнити. Количество прослушиваний пилотного сезона превысило наши внутренние оценки в два раза. Кроме того, мы получили десятки предложений стать героями новых эпизодов и запросов на рекламные интеграции, и можно сделать вывод, что этот формат себя оправдывает.