Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Женское авто: мифы и реальность

Николай Васильев об изменении авторынка под натиском женщин-водителей

01.07.2015 1

 

Число женщин-водителей растет в геометрической прогрессии, и этот фактор является существенным в формировании авторынка. Он вносит свои коррективы в позиционирование брендов, влияет на динамику продаж и используемые маркетинговые инструменты. Что такое - женский автомобиль, какие марки воспринимаются как женские как благодаря этому меняется рынок, в своей колонке для Sostav.ru рассказал Николай Васильев, генеральный директор и главный редактор газеты "Трибуна".

С каждым годом взрастает количество женщин за рулем. Это общемировая тенденция. В Соединенных штатах, которые, несомненно, можно назвать самой автомобильной державой, более 100 млн женщин-водителей, что сравнимо с количеством водителей-мужчин. В России мы наблюдаем те же процессы. За последние пять лет количество женщин за рулем выросло в два раза. На сегодняшний момент почти 25% водителей – это женщины. Фактически за рулем каждого четвертого автомобиля находится представительница слабого пола. В крупных городах эта тенденция имеет еще более ярко выраженный характер.

Средства массовой информации переполнены материалами о «женских» автомобилях. Лидирует, конечно, интернет. В зависимости от запроса в поисковых системах можно найти «самые лучшие женские автомобили», «автомобили, которые лучше всего подходят для женщин», т.д. На наших глазах, вместе с ростом количества женщин за рулем, стало складываться понятие «женский автомобиль», хотя очевидно, что автомобиль – это не одежда или аксессуар, а приписываемые автомобилю женские качества изначально не более чем миф.

Для того чтобы разобраться в этой ситуации, обратимся к данным серьезного автомобильного исследования «Автомобиль года». Более 15 тысяч участников исследования подтвердили, что понятие «женский автомобиль» реально существует в России. Более того, по полученным данным можно дать определение женскому автомобилю. Это небольшой по размерам, красивый (цвет, дизайн), легкий в эксплуатации и надежный автомобиль.

Проведенное «Автомобилем года» исследование позволяет утверждать, что сформировался новый класс автомобилей, который большинство потребителей считают «женским». И эта сегодняшняя реальность, с которой сталкиваются не только простые автомобилисты, но и автопроизводители. Новая реальность дает возможность взглянуть правде в глаза – насколько совпадает многолетняя работа автомобильных маркетологов и рекламистов с реальными пожеланиями автолюбителей. Насколько эффективна работа автомобильных компаний по продвижению своих автомобилей на российском рынке.

Работа с «женскими» товарами» требует отдельного подхода. «Женский товар» диктует и отдельное позиционирование и методы его донесения до целевой аудитории.

Первая часть понятия «женский товар» очевидна – товар, предназначенный для женщин. Если это, например, женское платье, вряд ли его может использовать мужчина или ребенок. Женское платье относится к женским товарам по определению, т.е. это товар, предназначенный для женщин изначально по физиологическим, половым признакам или товары, которые в обществе на протяжении столетий жестко табуированы как женские.

Во второй части понятия «женский товар» мы говорим о товарах, которые используются в основном женщинами, например, бытовая техника, белая техника и большинство товаров для дома. Плита и сковородка, не имея прямого отношения к женщинам, производятся и позиционируются как женские товары, что для нас естественно. Женщина всегда была и в большинстве случаев остается хозяйкой на кухне, вне зависимости от ее происхождения, вероисповедания и социального статуса. За ней остается право выбора этого товара. Поэтому неженским, по сути, товарам присваиваются определенные свойства, качества, которые «работают» именно на женскую аудиторию.

Несомненно, список женских товаров в данном случае также плотно связан с обществом, с социальными факторами. И здесь производители для продвижения товара нередко ориентируются на «женские» качества. Для примера, можно вернуться к сковородке, которая должна быть «красивой», «легкой», под «женскую руку», легко отмываться, удобно размещаться в шкафу, т.д. Или стиральный порошок в стильной и удобной упаковке, который отстирывает всё.

Третья часть понятия «женский товар» связана исключительно с социализацией в обществе и социальным статусом женщины. Товары специально создаются для женщин, не имея прямого отношения ни к физиологическим особенностям, ни к потреблению и быту. Пример социализации понятия «женский товар» - «женская сумка». В первой части ее нет вообще, этот предмет не связан с «женскими» товарами. Во второй части появляется понятие «женской сумки» как предмета, удобного для использования женщиной в быту, например, она легкая с короткой ручкой, в отличие от мужской торбы с большой плечевой лямкой. А в третьей части мы понимаем, что понятие «женская сумка» исключительно социальное. Это элемент женского наряда и способ женщине показать и подчеркнуть свой социальный статус.

Кратко разобрав понятие «женский товар», переходим к автомобилю. Относится ли автомобиль к одному из выше перечисленных пунктов? К сожалению, или к радости, – нет. Автомобиль не может являться женским ни по одному из пунктов. В автомобиле нет ничего, связанного с женскими физиологическими особенностями или женским бытом. Автомобиль как оружие. Это серьезный предмет. Правда, сложно ожидать вопроса: «Дорогой, купи мне женский пулемет?» или утверждения: «Дорогой, это неженский квадроцикл».

Автомобиль как предмет не имеет половой принадлежности по определению. Автомобиль может быть маленьким или большим, быстрым и не очень, вместительным или предназначенным для индивидуальной езды. Автомобиль может быть разным, удовлетворять определенным характеристикам, но он не может быть женским, как женское платье или губная помада.

Приписываемые автомобилю женские качества не более чем работа рекламистов и сформированное общественное мнение, обусловленное рыночными условиями в конкретном регионе, области, стране. Работа рекламистов и сформированное общественное мнение превращают миф в реальность. Реальность, это когда большинство участников исследования не только считают, что есть такое понятие, но дают этому понятию определение. «Женский автомобиль» - это небольшой «красивый» (цвет, дизайн) автомобиль, легкий в эксплуатации и надежный. При этом характеристика «легкий в эксплуатации» находится на первом месте практически во всех исследуемых половозрастных группах! Небольшие размеры автомобиля связаны напрямую с легкостью управления! Еще один миф, ставший реальностью.

Какие марки (модели) автолюбители считают «женскими»? Предпочтения автолюбителей в общероссийском исследовании «Автомобиль года» логично менялись в зависимости от возраста и доходов, совокупно в пятерках «женских автомобилей» в разных группах можно выделить: Uz-Daewoo-Matiz, Kia Picanto, Chevrolet Spark, Hyundai Solaris, Audi A3, Opel Corsa, Mini Cooper, Audi A1, Hyundai ix35, Nissan Juke.

 

 

Наиболее интересным является распределение по доходу. В группе с низкими доходами «женскими автомобилями считают Matiz, он же Spark, Kia Picanto, Citroen C1 и Hyundai Solaris.

 

 

Автолюбители со средними доходами без разбивки по полу наиболее женскими марками считают Audi A3, Opel Corsa, Mini Cooper, Audi A1.

 

 

Чем выше доход, чем выше интерес автолюбителей к престижным маркам. В нашем случае группа с высокими доходами предпочитает считать «женским автомобилем» Range Rover Evoque, BMW X1, Audi Q5.

«Женский автомобиль» - теперь реальность. Задача производителей, маркетологов, рекламистов - правильно использовать это понятие в позиционировании и продвижении автомобилей на российском рынке, особенно в условиях кризиса. Данные исследования показывают, что фактически любой небольшой автомобиль может попасть в группу «женских», а это может привести к негативным показателям при неправильном позиционировании городских автомобилей, небольших универсалов и легких внедорожников. Несколько классов легковых автомобилей получают серьезный барьер для восприятия мужской аудиторией!

Особенно в низком и среднем ценовом сегменте, где мужчинам не хватает средств для приобретения «настоящей мужской машины», которая ассоциируется с большими седанами и тяжелыми внедорожниками. Профессионалам очевидно, что маленький автомобиль не значит женский, автомобильным маркетологам необходимо договориться о четких критериях «женского автомобиля», которые дополнительно необходимо «прививать» широкой аудитории. Иначе под угрозой неправильных ассоциаций могут оказаться все небольшие универсалы, хэтчбеки, компактвэны, не предназначенные только для водителей-женщин.

Женский автомобиль «убивает» позиционирование небольших автомобилей для городских жителей - молодых мужчин, стремящихся к покупке небольшого автомобиля, который предназначен для их индивидуального передвижения. Наблюдения за московским рынком автомобилей показывают, что эти отрицательные тенденции уже существуют и в перспективе принесут серьезный вред производителям.

Понятие «женский автомобиль» необходимо совместными усилиями «обтесать» и уложить в четкие рамки. Понятие «женский автомобиль» также сильно влияет на характеристику «легкость в эксплуатации». Очевидно, что легкость управления не зависит от размера автомобиля, также как и надежность, и другие характеристики. При разработке маркетинговых концепций и рекламных кампаний «неженских автомобилей» необходимо учитывать эту характеристику. Наличие понятия «женский автомобиль» показывает высокий уровень социализации российского общества, что говорит о высоком уровне нерациональных, эмоциональных факторов при выборе автомобиля. На сегодняшний момент просмотр сайтов и предложений большинства автопроизводителей показывает, что про «женские» автомобили нет ни строчки. Автопроизводители не учитывают наличие понятия «женский автомобиль».

Рассмотрим ситуацию на примере компании Peugeot Citroёn. Модели Peugeot 107, 208, 301, 308 и модели Citroёn С1, С3 пользуются большим спросом среди женской аудитории, однако ни в стратегии, ни в позиционировании, ни в специальных предложениях нет ничего «для женщин». Эти модели продолжают позиционироваться для молодых горожан как «компактные», «управляемые», «дерзкие», «экологичные», «дружелюбные», «незаменимые друзья в городе».

Почему нельзя добавить хотя бы одно специальное предложение для женщин? Добавить в специальную опцию футляр для женских очков, «усиленный» коврик для женского каблука, ящичек для помады и пудры, отдельный «бардачок» для «сменки», укрупненное зеркало заднего вида, а также камеру заднего вида – это очень сложная и дорогостоящая опция? Поддержать это понятным рекламным сообщением не в духе фильмов про Джеймса Бонда и без военных самолетов и заснеженных гор – сложная задача? Тем более, что по итогам 2014 года Peugeot и Citroёn оказались среди аутсайдеров рынка, потеряв 38% и 31% продаж?

В начале года продаже рухнули и вовсе на 80% при падении всего рынка на 32%. Тем более что у Peugeot был опыт перепозиционирования автомобилей. Достаточно вспомнить Peugeot 307 CC, который позиционировался в Европе для безбедных и бездетных пар, а в результате продавался женщинам в старших возрастных группах. И таких примеров много. И не только у Peugeot. Вопросы позиционирования и специальных предложений для женщин касаются всех производителей на российском рынке.

Текст: Николай Васильев, генеральный директор и главный редактор газеты "Трибуна"

Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.