Группа компаний Ruward опубликовала результаты комплексного исследования рынка digital-агентств за три квартала 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более 80% digital-агентств отмечают рост оборота в текущем периоде минимум на 10%. При этом средняя прибыль агентства колеблется на уровне 5−20%, а значительная часть компаний по-прежнему работает в серой зоне с точки зрения уплаты налогов, указывают аналитики.
По данным Ruward, на российском digital-рынке действует примерно 10 тысяч агентств с учетом сквозных бюджетов на медиазакупки. Рынок digital-агентств по-прежнему имеет мелко-дисперсный характер: ни одно агентство не имеет даже 1% рынка по оборотам, а подавляющее большинство компаний сегмента можно отнести к микробизнесу, указывают аналитики Ruward. Четверть российских digital-агентств имеют оборот 10−20 млн рублей.
Более двух третей агентств работают на рынке с коэффициентом overhead менее трех. Это означает, что общая доля фонда оплаты труда (net, на руки) производящих сотрудников в большинстве случаев превышает треть общих расходов компании. Учитывая, что для типового агентства в структуру расходов включаются затраты на фонд оплаты труда непроизводящих сотрудников, условно-постоянные расходы, налоги, собственный маркетинг, норма прибыли среднего игрока агентского digital-рынка остается весьма небольшой и составляет 5−20%, а значительная часть компаний по-прежнему работает в серой зоне с точки зрения уплаты налогов, выяснил Ruward.
В течение последних 2−3 лет снизилось количество вышедших на digital-рынок агентств.
Можно выделить две причины такой статистики:
Технический фактор. Анализ данных по данному параметру проводится на основе базы данных агентств, заполнивших данные на Руварде. Поэтому с точки зрения процента представленности в базе молодых агентств существует определенная естественная задержка.
Вторая причина кроется в уменьшении популярности открытия digital-агентства среди молодых специалистов, как первого собственного бизнеса в карьере. Точка вход на рынок по-прежнему крайне низка, но на нижние сегменты отрасли в последние 3−4 года оказывают серьезное давление SaaS-сервисы автоматизации digital-услуг, которые позволят малому бизнесу решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь в специализированные агентства. Вторым фактором является рост популярности среди молодежи формата «стартапов», который зачастую подразумевает хотя бы теоретическую возможность «экспоненциального роста бизнеса» стартапа, слабо возможную даже в теории в случае бизнеса агентства.
Digital-агентства концентрируются в Москве и Санкт-Петербурге. Относительно крупные агентства из регионов открывают дополнительные офисы формата sales-house в Москве и Санкт-Петербурге для более тесной коммуникации с федеральными клиентами. При этом крупные же московские агентства открывают дополнительные офисы в регионах для переноса туда производственных мощностей в связи с меньшим кадровым голодом и общим снижением издержек.
Около 80% агентств подтверждают кадровый голод на рынке, а также растущую конкуренцию.
Ядром рынка до сих пор являются веб-продакшены (разработка сайтов, поисковая оптимизация, контекстная реклама
В основе методики исследования лежит проведенный опрос представителей digital-агентств и имеющаяся актуальная информация из онлайн-базы данных агентств Ruward. Результаты исследования сформированы на основе анализа данных около тысячи российских digital-агентств и продакшенов. По некоторым разделам исследования это число может быть меньше общей заявленной численности респондентов.
Объем бюджетов на digital-рекламу в России превысил 90,5 млрд рублей в первом полугодии 2018 года. Это самый быстрорастущий сегмент на рекламном рынке.