Декабрь — время не только для томительного ожидания праздников и бесконечного подведения итогов, это также повод создать список вдохновляющих личных целей на грядущий год. Кирилл Никитин, Strategic Lead MediaCom, подготовил чек-лист эффективного планирования.
Цели сами по себе — отличная вещь, поднимающая продуктивность на 11−25%, но поставить цели так, чтобы они оказались выполнены и принесли пользу — большое искусство. Подумав об этом, мы вспомнили, что все наше рекламное ремесло построено на поведенческой психологии и опыте. Возможно ли эти принципы применить к нашим планам, которые могут быть выполнены и принести пользу? Внимание, спойлер: да, можно.
Как правильно ставить цели на будущий год по версии рекламных стратегов:
- Следуя мета-анализу братьев Хиз, успешное изменение поведения всегда построено, в первую очередь, на понимании того, что уже сейчас работает, только затем — на новом и революционном. Поэтому начните постановку целей с анализа предыдущего года. Запишите в две колонки: какие занятия, ситуации и элементы окружения в прошедшем году повлияли на вас наиболее позитивно, а какие — наиболее негативно? Какие 20% из них — самые значимые? Как вы можете резко увеличить самые значимые позитивные факторы и резко уменьшить негативные? Это может быть куда полезнее, чем абсолютно новые начинания.
- Помним про «Закон Гейтса»: человек резко переоценивает эффект от изменений в коротком периоде, а недооценивает — в долгосрочном. Золотая середина оценки своих сил — три-шесть месяцев. Поэтому не ставьте масштабные цели — вы сначала недооцените свои силы, а потом отложите все на конец года, когда будет уже поздно. Ставьте квартальные или полугодовые, и назначайте себе еще несколько посреди года.
- Какую цель выбрать — конкретную и достижимую, или масштабную и вдохновляющую? По анализу Ф. Котлера и Дж. Уилла — и то, и другое. Амбициозные планы обеспечивают нас допамином и норэпинефрином, отвечающим за мотивацию. Разложив задачи на конкретные и достижимые, мы снижаем уровень парализующего кортизола, связанный с их сложностью и масштабностью.
Лайфхаки постановки конкретных целей:
1) Ставим их на короткие промежутки времени (на день или неделю);
2) Формулируем в терминах продуктивности (а не достижений);
Задача должна слегка превышать предыдущие результаты. Она не будет мотивировать, если меньше наших предыдущих достижений. Также, если разрыв с опытом слишком большой — мы не будем верить в успех и видеть способы его достижения. Поэтому здесь будет действовать «золотое правило»: стремитесь сегодня сделать на 4%, больше, чем вчера. Секрет в том, чтобы делать это раз за разом.
Как не сойти с дистанции?
Классический психологический трюк из «Влияния» Чалдини (склонить человека пообещать сделать что-то в будущем, чтобы потом ему было стыдно отказываться от своего слова), подтверждается сейчас новыми исследованиями: мы думаем о «будущем себя» как о другом человеке. Поэтому «его» мы не жалеем. Так что заранее предзаказывайте, планируйте, предоплачивайте за свой грядущий образ тем, что связано с целями.
Цели сохраняем в секрете
А вот другая давно известная истина про цели оказалась неправдой — не стоит слишком много говорить о них окружающим. Одно маленькое дружеское пари может помочь, но когда мы много и эмоционально рассказываем о своих целях, наш мозг ведет себя так, как будто мы их уже достигли. Результат — полная демотивация.
Ориентируясь на все перечисленное, легко представить идеальный процесс постановки целей:
1. Начинаем с масштабирования самых лучших «экспериментов» прошлого года — все то, что вы попробовали и что принесло вам неожиданно сильный приятный или полезный эффект, пытаемся увеличить в масштабе в несколько раз. При этом 10−20% целей посвящаем чему-то принициально новому.
2. Придумываем большую амбицию, которой мы могли бы добиться за три-шесть месяцев. Трансформируем ее в термины продуктивности, а не достижений. Маленькие четкие цели фокусируем на короткие достижимые отрезки — от дня до недели.
3. Прописываем планы. Если в конце мы хотим сделать что-то конкретное (пробежать десятикилометровку или выступить со стендапом) — планируем эту активность заранее, подписываемся на то, что будем в нужное место в нужное время.
4. Помимо людей, которые должны зафиксировать наши планы и знакомых, с которыми мы можем заключить пари, никому не рассказываем о наших целях, не расписываем их в подробностях. Помним: «настоящие гангстеры работают тихо».
Вот так, с помощью набора нехитрых манипуляций, можно запрограммировать себя, чтобы быть успешнее и счастливее в новом году. Принципы влияния на поведение других людей всегда можно применить для изменения себя — это также работает и в обратном направлении.