Sostav.ru
31.08.2018 в 00:30

Продажа российского Forbes Мусаеву — позитивное событие для медиарынка и рекламодателей

Конфликт вокруг издания разрешился, но устоит ли оно на падающем рынке прессы

3
Обложки российского Forbes разных лет

Этим летом в российском Forbes развернулась настоящая борьба между независимой журналистикой и собственными интересами владельца СМИ Александра Федотова. Увольнение главного редактора, вмешательство собственника в редакционную политику, долги, налоговые претензии и массовый исход кадров превратились в один большой скандал. Казалось, что столкновения закончится исчезновением в России еще одного свободного медиа. Именно поэтому Магомеда Мусаева, который накануне купил у Федотова Forbes, восприняли как спасителя.


Редакция Forbes поверила новому владельцу

Магомед Мусаев пообещал вернуть СМИ утраченную независимость и пригласил обратно снятую бывшим владельцем команду. Издателем российского Forbes вновь стала Наталья Гандурина, исполняющим обязанности главного редактора — Николай Мазурин, редакционным директором — Николай Усков. Медиаменеджеры уверены, что революция состоялась, и новый собственник не будет вставлять им палки в колеса.

«Скептики посрамлены. У нас получилось. Впервые в истории российских медиа журналистам удалось отстоять свое право на независимость. Было трудно, иногда казалось, что всё это зря и ничего не получится…Но Бог столетнего издания изумился и явил свою силу. Речь идет о правообладателях бренда — Forbes Media. Хочу сказать ребятам из американского офиса огромное спасибо за поддержку. Все эти месяцы они терпеливо выслушивали наши жалобы и помогали, чем могли. Оказалось, не только словами (хотя и они были важны). Я рад, что в качестве своего российского партнера они выбрали именно Магомеда Мусаева, который сразу же предложил нам создать институт независимых директоров. В принципе г-н Мусаев и так рискует, приглашая после всего случившегося меня на позицию редакционного директора Forbes, а Колю Мазурина — на позицию главного редактора Forbes. С нами и без независимых директоров будет хлопотно. Но в этом собственно и состоит DNA (ДНК — прим. Sostav) бренда Forbes — независимость. Без нее не будет доверия, и не будет читателей. А жизнь, — вообще, хлопотная штука. Это нормально», — написал на своей странице в Facebook Николай Усков.

«Я рада снова присоединиться к команде российского Forbes. Смена владельца, безусловно, является позитивным шагом для дальнейшего развития издания. Его независимость и непредвзятость будут восстановлены. Все обязательства издания, включая выплату задолженностей журналистам и партнерам, в полном объеме будут выполнены в ближайший месяц», — сказала Sostav Наталья Гандурина.

Эйфория кажется странной: никого не смущает, что Магомед Мусаев — человек, не такой уже и отдаленный от властных структур и элит. Он — зять экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Бывал чиновником и в дагестанском правительстве, и в московской мэрии, но потом переключился на инновации и стал инвестировать в технологические компании в Кремниевой долине США.

Видимо, на почве венчурных инвестиций совпали интересы Мусаева и Зиявудина Магомедова, который вкладывался в вакуумный поезд Virgin Hyperloop One, испытываемый в американской Неваде. Они были знакомы, выяснил The Bell. Кстати, интересное совпадение, что именно статью о бизнесе арестованных братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых изъяли из печатного Forbes за август этого года, из-за чего потом разразился скандал о вмешательстве собственника в редакционные дела.


Мусаев не рассчитывает на принт

Понятно, что Магомед Мусаев является далеким от медиабизнеса человеком, хотя и говорит, что неравнодушен к изданию. Возможно, Федотов отдал Forbes из-за того, что задолжал Мусаеву, и для него новый актив так и останется второстепенным.

«Новый владелец был им дефакто и до этого — он давал деньги Федотову на покупку журнала. Федотов бизнес угробил, и Мусаев забрал у него актив. Первые шаги Мусаева — возвращение всего предыдущего менеджмента — говорят о том, что он пытается затормозить падение самолета. И это правильные шаги: Мазурин, Усков и Гандурина отлично знакомы с активом и его возможностями. Но за время работы Федотова-Ускова эти возможности были в значительной мере потеряны и дискредитированы (вспомнить одни истории про рейтинги). К тому же, никуда не делся конфликт редакции и Ускова. Думаю, это временная схема, чтобы не потерять лицензию и сохранить команду, которая ищет новую работу уже не первую неделю. Удастся ли сохранить русский Forbes и вывести его на новый уровень, будет зависеть от того, сможет ли Мусаев решить конфликты внутри, привлечь хороших специалистов с рынка, которых растерял журнал, и перезапустить продукт, чтобы он был интересен рекламодателям. Потому что сейчас продукт Forbes явно в конце списка среди конкурентов. Наверное попытка привлечь предыдущих главредов Forbes в совет директоров как раз должна решить проблему с дискредитацией репутации», — прокомментировал бывший главный редактор Inc. Russia и совладелец агентства «Дорогая редакция» Станислав Мудрый.

Последние 10 лет Магомед Мусаев живет новыми технологиями, поэтому не верит в окупаемость бумажной прессы, в чем сам и признался. Объем рекламы в печатных изданиях падает несколько лет подряд. Согласно данным АКАР, в первом полугодии 2018 года печатный сегмент медиарынка сократился еще на 9%. Зато Магомед Мусаев считает перспективной мультимедийную платформу Forbes, что может говорить о дальнейшей трансформации издания.

«Существование одиночного журнала вне рамок издательского дома на падающем рынке прессы сегодня не может быть коммерчески выгодным и является либо имиджевой покупкой, либо началом экспансии. Непрофессиональный инвестор на этом рынке — тоже очень высокий риск. При всем при этом, любое разрешение текущего конфликта — позитивный знак, природный оптимизм заставляет надеяться на лучшее и желать коллегам удачи», — отметил владелец газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев.


Медиарынок воспрянул духом

Очевидно, что не только вернувшаяся в Forbes команда положительно оценивает его продажу Магомеду Мусаеву, но и эксперты медиа и рекламного рынка. Изменения в издании станут позитивным сигналом и для рекламодателей, которых отталкивала пошатнувшаяся репутация известного и авторитетного издания.

«Возможно, активы были проданы в результате реструктуризации бизнеса. Но возвращение в успешные проекты прежней команды — это добрый знак. Коммерческая команда определенно усилит команду редакционную, чтобы вокруг такого сильного проекта, как Forbes, перестали циркулировать домыслы. Теперь индустрию волнует судьба известных «глянцевых» изданий, в том числе L’Officiel, OK и печатной версии SNC, уникального для российского рынка проекта», — пояснила старший менеджер по планированию и закупкам рекламы в прессе OMD OM Group Динара Иртуганова.


Новости по теме
Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.