Российский сегмент глобальной паутины, который на протяжении продолжительного времени показывал высокую динамику по росту аудитории, кажется, близок к насыщению. За последний год аудитория Рунета выросла всего на 4 процента, причем в основном за счет людей пожилого возраста и жителей малых городов.
Согласно данным компании TNS Russia, к концу третьего квартала 2014 года российская аудитория интернета составляла 79 млн человек или 64 процента от общего числа жителей. К пользователям исследовательская компания относит тех россиян, которые пользуются Сетью хотя бы раз в месяц (TNS Web Index, сентябрь 2014 года, Россия 0+, возраст – 12+).
Если совсем недавно Рунет увеличивал свою аудиторию, демонстрируя двухзначные темпы роста, то в текущем году этот показатель вырос всего на 4 процента в сравнении с 2013 годом. В городах от 100 тыс жителей и более этот показатель еще меньше – плюс 3 процента.
В основном рост приходится на малые города: рост аудитории в городах с населением менее 100 тыс человек за минувший год составил 5 процентов (проникновение - чуть более 50 процентов), тогда как в Москве рост составил 1 процент (проникновение - 80 процентов); а в городах от 800 тыс жителей и выше и вовсе нулевой рост (проникновение – 70 процентов). Города от 100 тыс до 800 тыс жителей прибавили за год 2 процента (проникновение – менее 70 процентов).
При столь высоком уровне проникновение снижение темпов роста закономерно, отмечают эксперты. Однако до уровня проникновения телевидения российскому интернету пока далеко: согласно данным TNS Russia, 99 процентов россиян смотрят ТВ хотя бы раз в месяц, 93 процента – минимум раз в неделю, 73 процента – ежедневно (TNS TV Index, Россия 100000+, возраст – 4+).
Аудитория Рунета увеличивалась в последний год в основном за счет россиян в возрасте от 55 лет и старше. Это самая большая возрастная группа, объединяющая 37 процентов наших сограждан, и только 8 процентов из них являются интернет-пользователями с учетом 14-процентного годового роста пользования интернетом.
Больше всего интернет-пользователей в возрастных группах 12-24 и 25-34, однако именно пользователи этого роста демонстрируют стагнацию – расти интернет-пользованию в этих группах практически некуда. Аудитория 35-44 и 45-54 выросла на год на 3 процента, что нельзя назвать выдающимся показателем, учитывая емкость групп. Особенно это касается последней группы, в которой интернетом хотя бы раз в месяц пользуются всего 55 процентов граждан.
Увеличение доли возрастных пользователей со специфическим предпочтениями в контенте и моделях потребления в дальнейшем может привести к изменению всего ландшафта Рунета, предупреждают эксперты. А демографический вектор, направленный на сокращение населения и его старение, лишь подкрепят эту тенденцию. Согласно прогнозу Росстата, к 2030 году число жителей нашей страны снизится ниже отметки в 140 млн жителей (с учетом мигрантов), а число граждан старше 65 лет увеличится на 60 процентов.